
В условиях ведения Западом против России беспрецендентной холодной войны, представители российской власти осторожно и с оговорками стали говорить о реальной возможности выхода России из Совета Европы.
В сегодняшнем номере "Коммерсанта", председатель Госдумы СЕРГЕЙ НАРЫШКИН рассказал о возможности ухода России из Совета Европы в 2016 году.
"Накануне визита делегации РФ в ПАСЕ, где будет решаться вопрос о переподтверждении полномочий России...
— Почему вы заявили о возможном прекращении работы делегации РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2015 году, если Россию вновь лишат права голоса?
— Мы ценим Парламентскую ассамблею, Совет Европы (СЕ — “Ъ”) прежде всего как широкую международную площадку для открытого диалога по актуальным вопросам. Но если мы будем и дальше лишены возможности вести такой открытый диалог, то за что же нам еще ценить эту организацию? Тогда встает вопрос о приостановлении нашей работы в ПАСЕ как минимум на год. И если в течение этого года не будет принято иное решение, то будет поднят вопрос о членстве России в СЕ.
— Насколько это целесообразно?
— Это реально."
Далее Нарышкин делает много оговорок о том, что российская сторона делает все возможное для восстановления отношений с ПАСЕ, но признает, что суверенная Россия в Европе не нужна:
— В апреле 2014 года делегацию РФ лишили права голоса в ПАСЕ, по официальной версии, из-за перехода Крыма под юрисдикцию РФ. За прошедшие десять месяцев список претензий со стороны евродепутатов к России увеличился или все по-прежнему упирается в крымский вопрос?
— В связи с вашим вопросом сразу вспоминаются слова из басни Ивана Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» Дело, конечно, не только в Республике Крым. До этого была Чечня — Россию обвиняли в событиях, которые там происходили в 90-е годы. После того как на Кавказе восстановили конституционный порядок, у европейцев появились другие предлоги. Россию обвинили в том, что она развязала войну в Южной Осетии (в августе 2008 года — “Ъ”), хотя мир облетели кадры, как ночью по приказу Саакашвили тяжелая артиллерия бьет по мирному Цхинвалу. Потом было много и других выдуманных поводов: Pussy Riot, антигейская пропаганда. Поэтому дело, конечно, не в Крыме, который отныне и навсегда — неотъемлемая часть России."
И все равно, понимаю умом , что вхождение России в Запад не возможен, российская элита сердцем туда рвется:
"— А какие аргументы слышат европарламентарии?
— Они соглашаются (не скажу, что публично, но соглашаются) с нашей логикой относительно того, что подобные санкции в отношении парламентариев недопустимы, так как не соответствуют духу парламентаризма и демократии. Мне кажется, они ищут выхода из того тупика, в который они сами себя загнали.
— Под тупиком вы что подразумеваете?
— Лишение России права голоса, конечно. Они ищут предлог, повод восстановить нас в правах. Но при этом хотят сохранить лицо."
Что еще нужно сделать Западу, чтобы российская элита , наконец, признала всем своим существом, что вхождение России в Европу без расчленения территорий и уничтожения государственности невозможно?
И все же нужно приветствовать любой шаг в направлении от самоубийственного цепляния за возможность хотя бы казаться рядом с Европой. Запад готов включить в себя Россию, но только удобоваримыми частями, так же как и готов был на это при Гитлере.
Будем надеяться, что 2014 года будет последним годом пребывания России в Совете Европы.